Multimedia Repository

Секреты метро

Станции-призраки

     Неоткрытие, недостроенные, замороженные, недоступные пассажирам станции метро иногда называют станциями-призраками. Это понятие изначально появилось для характеристики станции петербургского метро «Адмиралтейская», которая более 10 лет остается недостроенной и за это время ни разу не изменила свой черновой вид.

     В московском метрополитене существуют четыре станции-призрака. Это «Советская» на Замоскворецкой линии, «Первомайская» на Арбатско-Покровской, «Калужская» в здании депо на Калужско-Рижской и «Волоколамская» на Таганско-Краснопресненской ветке. Их строили в разное время, и сейчас они не используются по прямому назначению по разным причинам.

 

«Советская»

     Строительство станции «Советская» было запланировано в первоначальном проекте второй очереди Московского метрополитена. Она должна была располагаться на Замоскворецкой линии между станциями «Театральная» (в то время она называлась «Площадь Свердлова») и «Маяковская», приблизительно под памятником Юрию Долгорукому. Имя станция получила по Советской площади, которая сегодня носит название Тверской. Станция должна была быть похожа на «Рижскую» - отделана жёлтым. Но уже в 1934 году «Советская» была исключена из проекта Горьковского радиуса, а строившиеся тоннели в этом месте получили совершенно отличный от станционной площадки профиль – уклон в 23 тысячных. Это произошло в целях ускорения строительства линии. Дело в том, что из-за тяжелой гидрогеологической обстановки подвести перегонные тоннели в станции оказалось практически невозможно – это заняло бы слишком много сил и ресурсов. Возникший вследствие ее закрытия необоснованно длинный перегон в самом центре Москвы был ликвидирован только в 1979 году строительством «Горьковской»-«Тверской». Реализация этого проекта обошлась очень дорого даже по временам застоя.

     Позднее по специальному указанию Сталина здесь был построен высокозащищенный бункер Штаба гражданской обороны Москвы с использованием элементов первоначального проекта станции «Советская».

     Перегонные тоннели проходят в нескольких десятках метров от бункера, так что с перегона «Тверская» - «Театральная» на «Советскую» можно попасть через две сбойки справа по второму пути в сторону «Театральной» перед правой кривой.

 

«Первомайская»

Дата открытия: 24 сентября 1954
Дата закрытия: 21 октября 1961
Тип: Наземная
Архитекторы: Н. И. Демчинский
Выход: к улицам Измайловский проспект, 1-я Парковая ул., Первомайская ул.

     В отличие от «Советской» «Первомайская» (не путать с современной «Первомайской») была реально действующей станцией. Она располагалась за «Измайловским парком», тогда носившим название «Стадион народов», в здании электродепо «Измайлово». Эту станцию с наземным вестибюлем открыли для использования в 1954 году. На схеме маршрутов городского транспорта Москвы 1959 года у станции обозначены два вестибюля. Однако в самом деле вестибюль был только один, он выходил к Первомайской улице и 1-й Парковой улице.

     До 1961 года станция была конечной на Арбатско-Покровской линии и самого начала предполагалась как временная. Затем линия была продлена вдоль леса и вместо «Первомайской» открыли «Измайловский парк», которая затем поменялась названиями с предыдущей станцией на ветке, носящей теперь название «Партизанская».

     По сведениям диггеров, вестибюль станции до сих пор сохранился и заставлен скелетами старых вагонов, но табличка с надписью «Метрополитен им. Л.М. Кагановича. Станция «Первомайская» была недавно снята. Остались только крепления для таблички. Вход на станцию сегодня замурован и исписан граффити. Однако справа видна часть крыши старого перрона. В помещении самой станции сейчас размещен цех подъемочного ремонта, однако следы былой «Первомайской» остались. Платформа разобрана, на ее месте сооружен дополнительный тупик. Однако на стенах уцелел кафель и характерные для того времени лепные украшения, а на некоторых участках орнамента сохранились едва заметные остатки позолоты.

     В облицовке колонн станционного зала были использованы красный мрамор, чёрная и белая керамическая плитка. Пол выложен серым и красным гранитом. Так что, несмотря на временный характер сооружения, вестибюль был оформлен достаточно помпезно – здание оформляют две перспективные арки, служившие входом и выходом. Своды арок украшают кессоны, над входом сохранились эмблема метро – богато украшенная буква «М». В вестибюле обустроен актовый зал, где иногда, где иногда проводятся различные мероприятия.

     Эту заброшенную станцию можно увидеть, если ехать от «Партизанской» из центра, почти сразу при выезде из тоннеля, по левую руку.

     Существует вероятность, что на старой станции «Первомайская» организуют музей метро. Ряд экспонатов для этого уже собран в депо. Однако в настоящий момент более вероятно появление этого музея на неиспользуемом третьем пути «Полежаевской» или на закрытой «Калужской».

 

«Калужская» 

Дата открытия: 15 апреля 1964
Дата закрытия: 12 августа 1974
Тип: односводчатая наземная крытая
Глубина заложения, м: 0 
Количество платформ: 1
Тип платформы: островная 
Форма платформы: прямая

     Станция «Калужская» с 1964 по 1974 год находилась в здании электродепо «Калужское». Географически это рядом с нынешней «Калужской», напротив дворца культуры «Меридиан».

     Станция располагалась в 5-м нефе (ангаре) депо – самом дальнем от Профсоюзной улицы. До 1971 года он была крайним, и боковая стена была с окнами. К соединению с Рижской линией депо расширили, построили еще три нефа, и стена стала глухой.

     На станции было два тупиковых пути с островной платформой какие бы то ни было украшения отсутствовали. Только асфальтовая платформа, побеленные стены, стандартные промышленные светильники, подвешенные к конструкциям перекрытия. Вдоль оси платформы – несколько простых деревянных скамеек. Платформа переходила непосредственно в вестибюль с кассами и турникетами.

     После того как в 1974 году линия была продлена до «Беляево» и открылась современная подземная «Калужская», временная станция была закрыта.

     Неф-депо, в котором находилась станция, претерпел с 1974 года лишь незначительные изменения. Полностью сохранились платформа станции и пути, помещения вестибюля используются в качестве комнаты отдыха персонала. Действует и служебный тоннель, соединявший в свое время старую и новую (открытую уже после постройки станции) территории электродепо, минуя пассажирскую зону. На одном из путей стоит контактно-аккумуляторный электровоз для выполнения маневренных работ внутри депо. Частично сохранились оригинальные светильники. В последние годы платформа, пути и прилегающие территории станции использовались под склад.

 

«Волоколамская»

Дата открытия: 2016 год
Проектное название: Аэрополе (проект 1970 г.), Волоколамская (проект 1975 г.), Спартаковская, Стадион Спартак
Район: Покровское-Стрешнево
Округ: Северо-Западный
Тип: Колонная трёхпролётная мелкого заложения
Глубина заложения, м ~10 м
Количество платформ : 1
Тип платформы: островная 
Форма платформы: прямая 
Длина платформы, м: 162 м 
Ширина платформы, м: 10 м 
Архитекторы: Н. А. Алёшина (создатель типовой конструкции) 
Расположение: Тушинское аэрополе

     Эта станция больше всего известная под названием «Волоколамская» (по Волоколамскому шоссе), однако на самом деле это бывшее проектное название. Нынешнее «Спартак» дано для того, чтобы не путать законсервированную станцию с недавно открытой одноименной на Арбатско-Покровской линии. Другие варианты названия, которые предлагались для этой станции, - «Аэрополе», «Стадион «Спартак» и «Спартаковская».

     Станция строилась с перспективой на организацию жилого микрорайона вместо аэродрома в Тушине, но эти планы не были реализованы. По некоторым сведениям, аэродром не был застроен по многочисленным просьбам жителей окрестностей и даже космонавта Юрия Гагарина. Правда, сам район Тушино в 80-е годы очень разросся, а вокруг него образовались районы-спутники вроде Строгино. Станция «Волоколамская» была построена в 1975 году, но так и не отделана и не введена в эксплуатацию.

     «Волоколамская» строилась по тому же проекту, что и соседние станции, в частности «Тушинская». Это говорит о том, что длина рассчитана на составы из 8 вагонов, а платформа имела бы два доступа, главный из которых – с эскалатором. «Волоколамская» - колонная трехпролётная станция мелкого заложения. Глубина заложения – приблизительно 10 метров. Станция возведена по типовому проекту из сборных конструкций. Шаг колонн 6,5 метров. Вплоть до 2002 года края платформ были загорожены фанерой и досками. Не исключено, что на станции хранились строительные или починочные материалы для их быстрой доставки в случае реконструкции действующих станций на линии. Об этом говорят следы тяжелых грузов и металлолом в южном отсеке станции.

     Сегодня на станции отсутствуют выходы на поверхность и наружная отделка, лишь несколько лампочек освещают пустынную платформу и два ряда опор. Это такое же рабочее освещение, которое, как и во всех тоннелях, обычно включено во время ночного окна, когда ведутся диагностические и ремонтные работы. Иногда оно остается включенным и днем, но это бывает редко.

     За станцией находится малоиспользуемый пошерстный съезд. Он управляется со станции «Тушинская».

     Будущее станции оставалось смутным до последнего времени, когда правительство Москвы издало указ от 18 марта 2010 года о том, что к 2013* году станция будет достроена и сдана в эксплуатацию.

     Станцию «Волоколамская» можно, если хорошо присмотреться, увидеть в окне поезда между «Щукинской» и «Тушинской» Таганско-Краснопресненской линии. Машинисты проезжают эту станцию без остановок, не сбавляя, а иногда и увеличивая скорость.

 

("Метро-2010", Ольга Чередниченко, изд. Эксмо Москва, 2010г.)

Бесплатный хостинг uCoz